1 2 3

Вы здесь

Школа джазовой импровизации для саксофона, пост 1-ый.

Аватар пользователя Gorecmagic

3 Комментарии

Импровизация на саксофоне

Не забываем ставить лайки и оставлять комментарии, таким образом вы сильно помогаете моему сайту - потратив на это всего 5 секунд!

Школа джазовой импровизации для саксофона. Возможно, слишком сильное название, но ничего другого боле подходящего я подобрать не смог, в силу определенных причин.

Вот и прошло 6 лет с того момента, когда я первый раз взял в руки саксофон, пытался ли я импровизировать...? Да! Получается ли, да получается, получается издавать набор спонтанных звуков в тональность трека, не более того. Мне нужна осознанная импровизация, заложенная в гармонии мелодическая линия. Это когда вы слышите импровизационную линию и понимаете, что это за мелодия. Я думаю именно так это должно выглядеть в определенном смысле.

Я постараюсь сделать серию уроков как я это себе представляю. Постараюсь максимально структурировать материал.  Будет много "воды" и моих философских рассуждений, но без этого не получится, ибо мне нужно донести суть до читателя, и избавить от тех ошибок и мытарств которые собрал в корзинку своих знаний я. Что я могу рассказать нового? Ничего, ничего и даже меньше что вы увидите в "Школа джазовой импровизации для саксофона Осейчука" или в "хрестоматии Шапошниковой".

Это без условно правильный материал, но он не подходит начинающим и любителям по нескольким причинам. В любом руководстве по джазовой импровизации мы пролистаем от силы 10 листов вводного текста и начинается темный лес гамм, арпеджио, терций, квинт, ладов, штрихов, 6, 9,11,13, ступени, повышенные и пониженные, аааа, в итоге в голове такая каша, что вообще ничего не понятно. Как играть все эти непонятные штуки и самое главное зачем это все нужно?

На то, что бы выучить все это хотя бы чисто технически, уйдут годы, я уже не говорю о том что бы применить это на практике. После нескольких безуспешных попыток, начать что-то учить мне это надоедало уже спустя пару занятий, я не мог поймать сути этих упражнений и гамм.

После некоторых раздумий и анализа, я пришел к выводу, что вся эта куча упражнений нужна, она повышает способность читки с листа и увеличивает беглость пальцев, со временем наработанный материал переходит из головы в пальцы, если говорить сильно утрировано. 

Применять такие упражнения нужно параллельно другим занятиям, например на звукоизвлечение и т.п. Выделите от 30 минут в день для таких упражнений, верхний предел можете ставить сами. 

 

О времени, памяти и периодичности.

Но не забывайте, лучше репетировать по часу каждый день, чем 5 часов раз в 3 дня, очень важна цикличность и периодичность. Несмотря на информацию в сети, что Чарли Паркер по прозвищу "Птица" практиковал по 11-15 часов в день, не забывайте - что все мы разные.

Так ж е учитывайте то, что практиковать уже пройденное и учить что-то новое, это две разные вещи. Практиковать можно и по 11 часов в день, при должной выправке, а вот потреблять новую информацию 11 часов в день на врятли получится.

По данным исследований американцев, да и после моих личных наблюдений следует делать перерывы через каждые 40-60 минут при активной мозговой деятельности. При этом забитая в голову информация устаканивается в среднем за период от 3-до 5 дней, опять же из моего опыта. У меня быстро утомляемая нервная система и я меланхолик по типу темперамента. Узнать о типах темперпмента можно здесь

Каждый отдельный случай нужно брать в частности исходя из этого время на изучение и усвоение материала сильно разнится. Если забивать в голову постоянно новую информацию не дав устаканиться старой, то вскоре начнется конкретная пробуксовка. Учитывайте это!

Продолжение следует...

28.02.2016 - 12:43; Занимаясь анализом материала на тему изучения импровизации в стиле джаз (если освоите джазовую импровизацию, то сыграете и остальное) я пришел к выводу, что объяснить просто и доходчиво не получится, как ни крути. Словосочетание "Джазовая импровизация" - содержит в себе так много разноплановой информации, что объединить ее в уроке с одним названием просто не возможно.

Для большей ясности объясню почему. К примеру, мы имеем последовательность аккордов к примеру для трека "Misty" нам нужно научиться импровизировать под этот трек, здесь начинается самое интересное - существует как минимум с 10-ок вариантов методов импровизации и каждый из этих методов имеет уровень развития с самого элементарного до почти бесконечного...

Некоторые методы изначально подразумевают в себе высокий порог владения техническими навыками игры, например импровизация в стиле Би-Боп. Тем не менее правильно будет перечислить часть таких методов, что бы вы имели представление о чем идет речь:

 


1) Обыгрывание аккордов не зависимо от гармонии трека, то есть не придерживаясь мелодической линии заложенной в гармонии.

2) Обыгрывание трека с отслеживанием мелодической линии или обыгрывание по вертикали - то есть арпеджио и горизонтали - ладом или гаммой.

3) Импровизация только пентатоникой с последующим обучением соединения отрывков хроматической гаммой.

4) Импровизация в стиле Би-Боп.

5) Внедрение в импровизацию 9 ступени без учета альтерации.

6) Импровизация с помощью паттернов или сбор словаря джазовых фразировок. 

7) Импровизация с использованием параллельного лада.

8) Импровизация под нестандартные аккорды, уменьшенные, увеличенные с альтерироваными ступенями.

9) Внедрение  11-ой и 13-ой ступени, так же с учетом альтераций.

10) Использование секвенций и интервалов.


 

Каждый из этих вариантов нуждается в подробном описании. Именно по этому нельзя сказать конкретно, что импровизировать нужно так и так, как здесь написано. Возникает вопрос: "Что делать в таком случае ?". Выход есть - нужно начать с самого простого, самое простое в этом многообразии и как я понял читая различные ресурсы самое правильное, это начало изучения импровизации по вертикали. 

То есть практика арпеджио - это значит играем всевозможные варианты главных ступеней аккорда, в верх, в низ, ломанные арпеджио, игра по паттернам. Но важно учесть, что каждая ступень аккорда несет в себе определенную информацию которую мы хотим донести до мира через игру. Описанием значений ступеней мы займемся чуть позже.

Вот так, вместе с вами, я буду пытаться залезть в мир профессиональной и осознанной импровизации. Следующий шаг -  изучение и практика септаккордов. Даже не представляю, сколько нужно потратить времени на это. Выполненным, задание по освоению септаккордов можно будет считать когда мы свободно начнем импровизировать используя только арпеджио в различных вариантах. 

Играя не только заученные примеры, а отталкиваясь от личных ощущений во время игры. В минимуме нужно свободно владеть септаккордами во всех 12 ключах, но для понимания сути и экономии времени я думаю, что вполне хватит изучения в пределах одного трека.

 

Поставим точки над "И"

Редакция от 10.03.2016. Подытожим выше перечисленное, чтобы обозначить отправную точку для начала действий. Для того что бы изучить импровизацию в теории вам нужно знать наизусть мажорные и минорные гаммы, основные мажорные и минорные трезвучия и септаккорды, пентатонику и блюзовый лад - соответственно в мажоре и миноре. Свободно владеть этим материалом и так же легко применять на практике. Если вы уже знакомы с перечисленным багажом знаний пропускаем и ждем дальше.

Если вы еще не знакомы с таким багажом знаний, вот вам ссылка на гаммы мажор и минор и блюзовый лад,
и здесь => 
vk.com/videos-55709974?section=all&z=video-55709974_456239024 
Если убрать из минорного блюзового лада самую среднюю ноту, то получаем минорную пентатонику. Не пытайтесь учить все одновременно, ничего не запомните и запутаетесь. Это долгий процесс, если не пожизненный. Репетировать нужно каждый день. Действуйте последовательно, для начала гоняйте мажорные трезвучия последовательно, как заметите что освоились - начинайте гонять в разных вариациях и хаотическом порядке.

Каждое трезвучие вы должны знать отдельно, а не в купе с остальными. Тот же метод применяйте и для изучения остального материала. Давайте назовем его "Последовательно-хаотичный". Если вы планируете научиться импровизировать рано или поздно вам придется это выучить. Не тяните резину и не откладывайте на завтра, вспомните, что сказал Аберсольд в своем мастер классе "Импровизировать может каждый". Положите свое эго на полку. Это видео есть у меня в группе в разделе видеозаписи.

 

Чувство ритма.

Для меня оказалось значительной трудностью следующее. Если мы импровизируем, то должны укладываться в границы строго ограниченных временных рамок, под названием такты. Импровизация состоит из набора фраз которые вы будете придумывать на ходу или использовать уже заранее заготовленные (patterns and liks) - паттерны или примеры для повторения. Вот, каждая фраза, в обязательном порядке должна иметь длину 2, 4, 8, 16 или 32 такта. В случае начала обучения именно так.

Трудностью оказалось не теряться в песне и знать точно где я сейчас нахожусь, это ключевое затруднение. Вам нужно придумывать музыкальные фразы и при этом оставаться в рамках ритма. Это легко, когда просто слушаешь трек, в слух или про себя считаешь такты и ведешь пальцем по нотному стану вслед счету. Сейчас, это нужно научится делать не считая такты и не тыкая пальцем в нотный стан. В том абзаце я затронул только часть ритма, не более, по мимо этого существует море нюансов который будут составляли трудности при игре импровиза. 

Это означает следующее, делать специальные упражнения нацеленные на то что бы научить меня держатся в рамках ритма и не потеряться. Это одно из важнейших требований. Я уверен, что человек неопытный, потеряется уже после 5 такта, а если перед нами стоит лист с аккордовой прогрессией трека и мы не знаем где мы сейчас находимся, то и играть мы ничего не сможем, конечно если у вас не абсолютный слух.

А сейчас, вводную часть можно завершить, не то что бы это все, что я могу сказать, но если отталкиваться от самых важных и не обходимых предостережений то ограничимся именно этим. Переходим к практике, хочу представить вам урок на поиски которого я потратил некоторое время.

Вы никогда не задумывались о том, почему мы вроде все знаем, а импровизировать - все равно не получается ? Это происходит потому, что мы не имеем достаточной практики для начала занятий, того базового комплекта начальных знаний который так необходим нам. 

Что бы начать играть больше чем пару звуков, мы должны узнать еще кое-что, то что видимо многие из нас не знают. Представляю Вам первый урок по импровизации который снабдит Вас всеми нужными знаниями, урок ведет Рэнди Хантер - практикующий джазовый музыкант и преподаватель класса по джазовому саксофону университета Эмори в Атланте, штат Джорджия. 

 

Джазовая импровизация -
как импровизировать под аккордовую прогрессию.

 

 

Похожие статьи.

 

Галерея: 

3 Комментарии

Очень сумбурно пишешь чувак :(
Аватар пользователя Gorecmagic

Да, есть такое... =(

Ждём продолжение