1 2 3

Вы здесь

Как научиться играть на саксофоне самостоятельно

Аватар пользователя Gorecmagic

11 Комментарии

Саксофонист

В этом посте бегло пробежимся по основным критериям и самым главным навыкам, которые вам потребуются, если вы решили научиться играть на саксофоне самостоятелно и заняться самообучениею нотам. Сильно вдаваться в подробности я не буду, назовем это неким обзором, который даст вам отправную точку и некоторое понимание, в каком направлении двигаться дальше. 

Сложно ли играть на саксофоне, сколько на это потребуется лет и на сколько это трудноХочу играть на саксофоне, как правильно это делать? Такими вопросами задаются многие те, кому в голову пришла такая мысль. Ответ очень прост: Научиться играть на саксофоне сложно, но можно. Если за вашими плечами есть музыкальная школа, если вы не понаслышке знаете, что такое "Сольфеджио", то научиться играть на саксофоне вам будет в разы проще, в отличие от человека без начального музыкального образования. 

 

Необходимые и обязательные навыки.

Для полноценной игры на саксе учащемуся необходимо выполнять 2-а главных, базовых требования, которым он должен соответствовать, это: 

  1. Звукоизвлечение
  2. Интонирование 

Звукоизвлечение - правильная постановка дыхания и амбушюра. При не правильной постановке дыхания, первым делом вы начнете испытывать трудности при взятии самых нижних нот на саксофоне "До", "Си", "Си-бемоль" и ноты Ля малой октавы, на тенор саксофоне это заметно особенно. Они просто напросто или не будут играться или буду срываться.

При не правильной постановке дыхания, у вас не будет мощного саунда или по другому звука. Со временем, при условии правильных занятий, вы будете играть все круче и круче. Я так думаю, что полный период становления займет примерно от 2 до 5 лет. Так что тренируйте правильно: "ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ".

Как правильно тренировать звукоизвлечение и поставить дыхание? Получить ответ на такой вопрос из статьи я думаю, невозможно. Без педагога, в этом случае, ни как не обойтись. Как выбрать правильного педагога или школу? Читайте ЗДЕСЬ.

Интонирование - саксофон, это интонирующий инструмент, что это означает? Означает это следующее, если на фортепиано вы нажмете клавишу ноты "До", то при настроенном фоно у вас будет только нота "До" и никак иначе, то же самое и со всеми остальными нотами. Но, если вы зажмете  на саксофоне сочетание клапанов которое соответствует ноте "До", то при отсутствие слуха или специфического навыка у вас будет звучать нота "До" плюс, минус - 1.5 тона!

Да, это означает именно то, что вы подумали. Если нажмете на саксофоне ноту "До", в итоге - это будет совсем не "До". Как так? Спросите вы. Да, именно так. Так что навык интонирования, говоря по простому, навык попадания в ноты, является для саксофониста одним из приоритетных. Для того, что бы соответствовать этому навыку, вы должны иметь хоть какой-нибудь слух. В противном случае, за саксофон лучше не браться и выбрать что-нибудь другое, например трубу или флейту. 

Правильно тренировать навык интонирования можно дома не отдавая коммерческим педагогам баснословные суммы. Возьмите обычный тюнер и просто играйте по нотам, наблюдая за показанием прибора. Старайтесь попадать в ноты. Через некоторое время, вы привыкните к правильному звучанию нот.  Это трудный процесс, но он архиважен. 

Не забывайте про еще один нюанс, саксофон - это транспонирующий инструмент. Что это значит? Это значит, что если вы на жмете на саксофоне сочетание клавиш для ноты "До", то настоящая нота которая будет звучать будет не "До", а "Ре-диез" (Ми-бемоль).

Важно! Очень рекомендуется, первым делом освоить навык правильного звукоизвлечения и дыхания, а уже после переходить к тренировке навыка интонирования.  В противном случае,  вы начнете корректировать высоту тона не правильным методом. Это долго и трудно, но без этого никак.

 

Как выбрать правильного педагога или школу?

Исходя из моего опыта могу сказать следующее. Подавляющее большинство коммерческих Московских школ, где вас обещают обучить игре на саксофоне, занимаются обычным выкачиванием денег. Объявления подобного рода вы можете видеть на "Яндексе" и таргетинговую рекламу "В контакте". Если вы заходите на сайт подобной школы и вам обещают, что вы сыграете свой первый джаз уже на первом занятии, бегите от туда, что есть мочи, обучение в такой школе не стоит и ломаной копейки. Единственная цель таких школ, выкачивать из вас деньги. 

Такими же свойствами обладают и большинство известных в сети-интернет, Московских педагогов. Я не не говорю вам, что эти люди ничего не умеют, напротив многие из них очень способны и ведут активную концертную деятельность. Но научиться правильно играть, вы можете посещая правильного педагога всего один раз в неделю на начальном этапе. На продвинутых этапах, вполне достаточно 1-го раза в месяц. Таким образом, вы экономите для себя кучу лишних денег, без ущерба конечному результату. 

При выборе первого и последующего педагога, я бы посоветовал вам сделать бОльший акцент на возраст и опыт, а не на известность и престижное место проведения занятий. На первых занятиях у нормального педагога, скорее всего, вы даже не возьмете в руки саксофон. Вы будете дуть в пустой мундштук стоя, стараясь удержать длинную ноту. 

Так же при выборе педагога вам нужно послушать в каких музыкальных направлениях может играть ваш сенсей, джаз, соул, фанк, блюз, поп, рег-тайм, смут-джаз и т.д. от этого зависит ваше дальнейшее обучение. Но на первых парах это не имеет никакого значения. Если ваш педагог способен играть в стиле вашего приоритетного музыкального направления и вам нравится как он это делает, вы на правильном пути. Нормальной практикой считается смена педагогов.

Существует 2-а основных вида учения: академический саксофон и джазовый саксофон. Не смотря на полную противоположность учений, джазовый саксофон имеет в своей основе школу академического саксофона, как бы парадоксально это не звучало на первый взгляд. При дальнейшем обучении, в целях экономии времени, вам придется сделать выбор между первым или вторым и решить, что для вас подходит больше. Но если исходить из правильных соображений и у вас в запасе имеется 5 лишних лет вашей жизни, то для начала вам нужно закончить обучение по классу академический саксофон, по сколько там заложена вся основа. А уже после переходить к изучению джазового саксофона. Такой порядок действий будет идеальным.

Разброс цен на одно занятие в Москве достаточно велик и колеблется в пределах от 700 до 2000 рублей за одно занятие. Если с вас берут еще больше, это чистой воды надувательство  =)

 

Какой саксофон выбрать для начала обучения?

Если у вас нет совершенно никакого опыта в этом плане, то покупать инструмент в первом попавшемся магазине, да еще и представленный в единственном экземпляре,  я настоятельно не рекомендую. Полагаться на рекомендации продавца, так же не советую.

Все магазины и салоны, преследуют точно такую же цель как и школы,  для них главное продать. При выборе первого инструмента я бы настоятельно рекомендовал найти проверенного человека с хорошими многочисленными отзывами, и не в интернете, а в реальной жизни. Только 100% проверенные люди смогут обеспечить вам покупку инструмента, который будет радовать вас на протяжении многих лет. 

Подделать или накрутить фейковые отзывы на сайте, форуме, группе или портале, это плевое дело, и называется создание положительной репутации. Специальные люди удаляют негативные отзывы  и добавляют положительные отзывы. Такими методами часто и  грешат коммерческие школы о которых мы уже упомянули выше. Не полагайтесь на отзывы в интернте

Если очень, очень хочется купить, но поблизости нет компетентного человека, который может проверить для вас добротность инструмента, наберитесь терпения и продолжайте поиски пока не найдете его...

 

Какой саксофон лучше купить, новый в магазине или поддержанный с рук? 

Среди профессиональных исполнителей и ярых любителей саксофона, существует давно устоявшееся мнение, что чем старее и "ободраннее" саксофон, тем он круче. Это действительно так. Чем инструменту больше лет тем лучше, он начинает звучать со временем. Единственный, маленький минус старого саксофона в том, что он может не "крыть".

Если саксофон старый и на нем долго никто не играет, кожаные подушки, которые находятся в клапанах инструмента, начинают не достаточно плотно прилегать к корпусу инструмента, в  связи с этим нота которую вы возьмете будет либо тусклой, либо ее не будет вообще. Опять же, все это и многое другое должен проверить ваш проверяльщик с опытом. Если его все устраивает, то старый инструмент будет играть ни чем не хуже нового, естественно, инструмент должен быть аналогичного класса. Если китайскому или тайскому саксофону 50 лет, то он вряд ли заиграет как кастомная модель, если вообще не рассыплется за это время.  =))) 

Учтите, что старинные модели саксофонов имеют несколько отличную конструкцию, и расположение клапанов, в отличие от современных моделей. Считается, что современная конструкция много удобнее, чем старинная, но все же - это дело вкуса.

И так, два самых главных критерия при покупке инструмента,  он должен "строить" и "крыть". Если вам позволяют средства, то естественно, лучше купить инструмент профессионального класса. Саксофоны делятся на 4 основных категории, это:

 

  1. Ученический - Yamaha YAS-26
  2. Студенческий - Yamaha YAS-480
  3. Профессиональный - Yamaha YAS-62
  4. Модели класса "кастом" - Yamaha YAS-875EX Custom

 

Вовсе не обязательно покупать кастомную модель, скорее всего это выбор для искушенных профи, которые зарабатывают игрой на жизнь и могут себе позволить инструмент стоимостью порядка 300 тыс руб. Всем вашим требованиям на стадии обучения и в дальнейшем в полной мере будет отвечать 62-я модель. 

Все отличие 62-ой модели от нижестоящих, это всего лишь более насыщенный тембр. И если вы покупаете модель класса профи, то в будущем навряд ли захотите ее продать просто так, если будете продолжать играть. Чего не скажешь об ученических или студенческих моделях, с ними скорее всего придется или распрощаться или положить на полку, как память о минувших годах. При условии вашего дальнейшего развития и становления как музыканта и саксофониста. Нууу, или оставить их как запасной инструмент, на всякий пожарный.  Нет четкого предела, вы сами почувствуете время, когда инструмент придется менять.

Я вовсе не ярый фанат Ямахи. Я взял эту фирму исключительно для примера, но не скажу, что просто так и без основания, основания есть. Не вдаваясь в глубокие подробности, саксы Yamaha есть один из лучших выборов для начинающего и для профи. Инструменты этой фирмы в большей степени используются для игры классической музыки.

Саксофоны данной фирмы славятся ровным строем, богатым тембром и исключительно четкой механикой не зависящей от класса инструмента. Единственный профессиональный минус, на мой взгляд - это не достаточно открытый звук для исполнения джаза. То есть, если вы твердо уверены, что будете жестко лабать Колтрейновские паттерны в ближайшем будущем, Ямаха точно не для вас. 

По открытости звука они явно уступают например саксофонам P.Mauriat. Для новичка, этот критерий не имеет совершенно никакого значения, так что инструменты Ямаха для новичка, я считаю самое то.

 

Поджимать или не поджимать губы при игре на саксе?

Все начинающие совершают одну и туже критическую ошибку, поджимают губы. Положение губ на рисунке 1 и 2 НЕ ПРАВИЛЬНОЕ, на рисунке 3, 4 ,5 - правильное, но в общем это не аксиома. Такое положение способствует формированию более открытого звука. Если после репетиций или занятий, нижняя губа болит от зуба, у вас однозначно не правильное положение. Обратите внимание как Пол Дезмонд играет Take Five. Это правило однозначно верно, исключительно для человека который делает первые шаги. Когда вы уже знаете, что делаете, вы можете несколько изменить это положение под себя. Именно тогда когда вы будете ясно понимать, что вы делаете и как это влияет на ваш звук.

 

Рисунок-1 и рисунок-2  НЕ ПРАВИЛЬНОЕ положение.

 

Рисунок 3-4-5, ПРАВИЛЬНОЕ положение.

У меня, это продолжалось примерно год. Такой ситуации способствовали репетиции в домашних условиях в квартире, старался играть как можно тише, из за этого прижимал нижней губой и зубом трость и вроде звук был тише. Таким образом, я во первых зажимал трость, во вторых инструмент начинал играть не правильные ноты, то есть интонирование было ужасное.

Но по началу я этого не замечал, так как не имея совершенно никакого музыкального образования в прошлом, я начал пробовать играть. Первое время мне казалось, что все идет так как нужно, но ровно до того момента пока я не попробовал играть по нотам под первую минусовку. Не совпадала почти не одна нота. Тут я понял следующее или саксофон не играет или я не правильно что то делаю. Естественно я расстроился и мне ничего не оставалось делать как пойти и найти своего первого учителя по саксофону. Делать так категорически запрещается! Я имею ввиду трость, а не поиск педагога=)))

Из своего опыта могу заметить следующее, если при правильном положении губ еще и раздувать щеки, как будто вы играете на тромбоне, такое действие дополнительно способствует держать горло максимально открытым и помогает правильнее играть трудные ноты, такие например, как нота "Ре" второй октавы.

Еще одно полезное положение головы, способствующее открытому горлу, это держать голову не в обычном положении, а отодвинуть ее назад, что бы вы примерно поняли о чем я говорю, то вспомните детский сад или школу, когда вас заводили в деревянное устройство для измерения вашего роста, и вы прижимались полностью, вместе с головой к линейке, потом вам наголову клали какую то штуку и смотрели ваш рост. Вот примерно такое положение головы и должно быть. Она не должна нагибаться назад, просто выведите шею на один уровень с позвоночником.

Сейчас, случайно вспомнил самую наглядную иллюстрацию примера. Представьте, что вы пришли с мороза и греете замерзшие кулаки своим дыханием, запомните положение горла при такой манипуляции, это ощущение и есть ощущение открытого горла. 

 

Правдивая история или как родители могут испортить процесс обучения. 

Однажды я зафиксировал крайне жуткую историю и я думаю, подобная практика далеко не единична. Один мальчик ходил заниматься в музыкальную школу по классу академический саксофон. Это был первый год его обучения. Естественно, кроме занятий в школе, его обязывали заниматься дома каждый день. Мальчик приходил домой и добросовестно выполнял предписания педагога, данные в музыкальной школе.

Но спустя некоторое время, мама зашла в комнату к мальчику и сказала, что бы он играл тише, так как он играет - это очень громко. Его репетиции мешают. Мальчик выполнял требования мамы, иначе ему бы грозила большая взбучка. Знаю по собственному опыту,  многие мамы на столько истеричны, что просто могут сломать инструмент, если планомерно не выполнять их требования. Да, это факт. Мама мальчика верно думала, что саксофон должен играть именно так, как она слышит это из приемника машины, когда едет на работу. 

Реальность жестока, ее ожидания не были оправданы и она решила дать очередные указания. Таким образом мама зарубила на корню весь процесс становления правильного звукоизвлечения. Мальчик приходил на занятия в музыкальную школу к своему педагогу и играл тонким, зажатым звуком. Педагог это заметил, и решил спросить, почему он не играет широким открытым звуком, в полную силу, так как его учат в школе. Мальчик ответил, что так играть, ему запрещает мама.  Все встало на свои места, конец истории. =)

Итоги: в этом посте я постарался дать вам максимально структурированную информацию на тему Как научиться играть на саксофоне самостоятельно. Использовать эту информацию на практике или нет, личное дело каждого, в любом случае я рассказал вам о том, с чем мне пришлось столкнуться на практике за последние 6 лет. На этом я закругляюсь, вступайте в мою группу, пишите комментарии, давайте обратную связь, репетируйте каждый день, до скорой встречи на Gorecmagic.ru! =)

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

 

11 Комментарии

Хорошая статья. Полезная. Особенно про горло. Еще не нужно забывать и добавить о капризности этого инструмента ( трости) ибо от нее зависит звучание. Сначала она размачивается и далее - может давать разный звук.Насчет некрытости - рекомендуется перекрывать полностью инструмент раз в год! Ну и горло -самое важное! И да, на трубе тоже все зависит именно от правильного интонирования, только вместо трости там работают губы это намноооогггооо тяжелей, чем на саксе! Примерно так.
Аватар пользователя Gorecmagic

Это хорошее замечание, но для другого поста, запихать все в один пост не есть хорошо, очень много тем в одной статье.

Поповоду перекрывать раз в год, думаю это перебор, перекрывать нужно по мере необходимости, стандартное время нормалных подушек 5-10 лет. 

и как стати хиты этой статьи по ключам? ради интереса
Аватар пользователя Gorecmagic

Последнеене не понял, хиты, ключи...? - что то связанное с поиском по ключам в поисковике? =)

да

Здравствуйте, будьте моим учителем. Очень хочу играть на саксофоне и петь джаз. Я легко исполняю репертуар Эллы Фиджеральд, и многих других певцов. Но еще ставить голос надо.

Я даже йогой занялась, технику дыхания вырабатыва, чтгбы играть на саксофоне и петь. Учителя грамотного нет, в поисках. У меня большой талант, я это чувствую, но его следует развить. Или если вы сами не обучаете, посодействуйте найти хорошего учителя, чтобы помог расскрыть мне мой талант.

А саксофон это мой инструмент, я это чувствую каждой клеточкой, это часть меня, когда слышу звуки саксофона, я прихожу в состгяние абсолютного счастья. Я знаю, когда возьму его в руки, этот инструмент заиграет сам в них волшебными нотами.

Слух отличный, даже очень тонкий, слышу даже малейшие изменения в звуках. И во всем.

И еще мой номер телефона, 89055818918. от почты забыла пароль.
Аватар пользователя Gorecmagic

Ольга, для начала вы можете связаться со мной через социальную сеть "Вконтакте", адрес моей страницы - vk.com/gorecmagic  Или просто кликайте по банеру с Симпсонами который находится с правой стороны. Вы попадете в мою группу.

Если вы до сих пор не знаете ноты, то вам предстоит выучить их. Без этого невозможно серьезно играть на таком музыкальном инструменте, как саксофон. Нотная грамота – не такая уж сложная штука. Как только вы познакомитесь с ней поближе, сами в этом убедитесь.
Здравствуйте!.. Очень хочу научиться играть на муз.инструменте. Гитара?.. Пальцы болят, а толку нет. Вон она стоит в углу. Крест на ней не поставлен, жду когда пальцы заживут. Клавиши?.. Приятно, но купленный синтезатор подарил знакомым - для детей, пусть играются. Саксофон. Самый приятный звук в жизни издаёт именно этот инструмент. Хочу. Готов дуть. Поможете?..
Аватар пользователя Gorecmagic

Смотря как и чем? Саксофон прежде все го транспонирующий инструмент, это значит, что если вы спиной к пианино не сможете угадать например одну из трех нот, то превое время вам предется очень туго, и до саксофона ближайшее время вы точно не дайдете, первым делом сольфеджио, а уже после саксофон. Все написано в статье.