1 2 3

Вы здесь

Основы импровизации на саксофоне, пост 2-ой.

Аватар пользователя Gorecmagic

0 Комментарии

Основы импровизации на саксофоне. В этом уроке Вы будете делать первые шаги по направлению к обучению импровизировать под мелодию учитывая изменения аккордов или под аккордовую прогрессию. В дополнение к обучению вы научитесь распознавать буквенно-цифровое обозначение аккордов некоторых популярных аккордов, узнаете как изучить эти аккорды, лады и гаммы что бы использовать их на практике, научитесь собирать ваш первые музыкальные фразы. Для примера и практики упражнений мы используем джазовый стандарт "Mack the Knife".

Для начала работы Вам в обязательном порядке, нужно послушать несколько вокальных и инструментальных версий этого стандарта. Это нужно для того, чтобы Вы услышали главный мотив трека и сформировали общее представление о манере исполнения. Не игнорируйте, все что описано в этом разделе об импровизации, имеет прямое отношение к Вашему скорому развитию . 

 

Аккордовая прогрессия 

Давайте освоим аккордовую прогрессию приведенную чуть ниже. Обратите внимание, что прогрессия длится 16 тактов и разделена на 2-е равные половины по 8 тактов каждая. Это сделано для того, что бы помочь Вам лучше чувствовать мелодию и упростить процесс формирования музыкальных фраз. Пронумеруем эти части как "А" и "В".

Прежде чем что-то играть не плохо будет определить тональность мелодии, это один из основополагающих навыков. Давайте попробуем сделать это вместе. Можно предположить, что тональность мелодии возможно Си-бемоль. Вы не всегда можете определить тональность мелодии по первому аккорду, но по скольку раздел начинается и заканчивается на аккорд Си-бемоль, а так же весь кусок заканчивается на Си-бемоль, то мы с большой вероятностью можем предположить, что трек в тональности Си-бемоль мажор.

Используйте этот метод для предположительного определения тональности трека как правило, это работает на подавляющем большинстве треков. Исключением, может являться некая особая гармония предусматривающая смену тональности на протяжении всего трека. Тональность в треке может меняться несколько раз, это нормальная практика не только в джазе. Учитывайте это нюанс. 

Посмотрите на прогрессию ниже, это прогрессия в оригинальной тональности или в ключе "До". 

 

Лады и Аккорды.

Сейчас посмотрите на прогрессию и вы увидите, что она включает в себя 4-е разных аккорда, это:

Bb6   C-7    F7   G-7

Прежде чем приступить к практике, давайте воспользуемся моментом и обсудим аккордовые символы и их значения. Аккорды состоят из определенных нот которые входят в состав ладов, при помощи которых эти аккорды обыгрываются. Это правило одинаково как для мажорных так и для минорных ладов, и ладов других типов. Каждому виду аккордов в джазе принято относить конкретный лад.

Фундамент аккорда, как правило составляет трезвучие, но могут быть добавлены и другие оттенки звучания, например 6-я и 7-я ступени, это нужно - чтобы улучшить функцию аккорда или добавить плотности в гармонии. Каждый из наших аккордов представлен ниже в упражнении №1 в месте с ладом который нужно использовать в импровизации для обыгрывания аккордов. Посмотрите на лады и аккорды, сопоставьте, проанализируйте, сыграйте их и заучите наизусть!

 


 

Изучим детально каждый представленный пункт:

Аккорд Bb6 - может быть и мажорный и минорный. В некоторых типах 6-я ступень может быть понижена. Когда вы видите обозначение как B6 который мы имеем в нашей прогрессии, без других цифр и букв рядом, это означает мажорный аккорд входящий в состав мажорной гаммы. Именно эту гамму нужно использовать для обыгрывания аккорда. 

Если мы видим такое буквенно-цифровое обозначение, важно не перепутать секстаккорд с трезвучием с добавленной секстой, но сейчас не об этом.

Думаю, что вы уже поняли, что цифра 6 означает, что мы добавляем к основному трезвучию аккорда 6-ю ступень мажорной натуральной гаммы (секста), что в полной мере комплектует этот аккорд до полного соответствия буквенно-цифровому обозначению. Обозначение аккорда и лад показаны на рисунке ниже:  

 

 

Минорные аккорды - могут обозначаться либо буквой m в нижнем регистре либо знаком минус (-). В случае с минорным септаккордом к минорному трезвучию добавлена 7 ступень из связанного минорного лада. Минорный лад который связан с минорным септаккордом называется Дорийский лад (Dorian scale), он имеет модуляцию с мажорным ладом. Обратите внимание, что Дорийский минорный лад имеет те же ноты, что и лад для Си-бемоль мажор.

 

 

Доминант септаккорды - обозначаются цифрой 7 рядом с названием аккорда. Так же возможны дополнительные изменения указанные в буквенно-цифровом обозначении. В нашей прогрессии мы используем чистый доминант септаккорд в неизменном виде. Лад предназначенный для доминант септаккордов называется - Миксолидийский лад (mixolydian scale). Он используется в режиме модуляции с мажорным ладом. Заметьте, что F миксолидийский лад имеет одинаковые ноты, что и Си-бемоль мажорный лад. 

 

 

Если вы знаете об относительности мажора и минора, Вы должны быть в курсе, что Си-бемоль мажор и Соль минор являются родственниками, они похожи. Это объясняет почему G-7 так хорошо работает для нашей прогрессии. Однако, в нашей последующей практике мы, все равно будем использовать соль дорийский минорный лад для импровизации. G дорийский лад модулируется с натуральным F мажором. Соль дорийский лад имеет один бемоль, так же как и гамма F major.

 

Продолжение следует...  Все вопросы оставляем в комментариях или в группе со ссылкой на урок.

 

Похожие статьи:

 

0 Комментарии